Об архитектуре барокко.
Страницы нашего Блога периодически будут становиться путеводителем по историческим стилям, поскольку и сегодня они играют важную роль в современном дизайне.
Эта статья посвящена направлению барокко, который по праву считают самым зрелищным и помпезным стилем в истории искусства. Если хочется заявить о роскоши и эпикурействе, то обращение к этому стилю будет самым оправданным выбором – барокко ассоциируется с богатством.
Стиль зародился в Италии в конце XVI века и господствовал в европейской архитектуре на протяжении XVII и в первой половине XVIII века. Барокко пришёл на смену Ренессансу и изначально был противопоставлен искусству Возрождения. В середине XVIII века стиль трансформировался в направление рококо.
Для архитектурных сооружений барокко характерны пластичность объёмов, фасадов, сложные пространственные системы, игра света и тени, пышность пластического декора интерьеров, богатство лепки, скульптуры, резьбы, передающих ощущение драмы, движения и напряжения.
Истоки барокко связаны с изменениями в религиозно-идеологическом состоянии общества и реформацией церкви. На фоне популярности позиций протестантизма папство было нацелено на укрепление авторитета католической церкви среди паствы. Католики полагали, что церкви, вызывающие больше благоговения и эмоций, смогут привлечь и больше прихожан.
Первоначально барокко зародилось в архитектуре Рима и распространилось на другие города Италии. Одним из самых ранних образцов барокко является иезуитская церковь Иль-Джезу в Риме, построенная в 1584 году по проекту Джакомо да Виньола и Джованни Батиста делла Порта.
Однонефная церковь стала прототипом для дальнейшего развития стиля барокко. Фасад Иль-Джезу отличает строгая симметрия, он имеет два яруса с треугольным фронтоном и волютами. Симметрия сочетается с типично барочными приемами раскреповки антаблемента, попарно сдвоенными полуколоннами и пилястрами, статуями в нишах. В нарушение всех ордерных правил треугольный фронтон вписан в лучковый.
В интерьере церкви триумф католической церкви выражен в богатстве убранства – изобилии росписей, скульптурном убранстве, вызолоченных рельефных орнаментах, разноцветных мраморах.
Основная живописная композиция «Триумф имени Иисуса» расположена в своде нефа. Она создана Джованни Баттиста Гаулли в манере «тромплёй» (trompe-l'œil – «обманчивый глаз», «обманчивая видимость»). Это разновидность перспективных плафонных росписей. Композиция центрального нефа выполненная Андеа Поццо, изображает триумф учения Св. Игнасио Лойолы и его учеников.
Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме, построенная в 1638–1646 годах по проекту Франческо Борромини для монахов-испанцев, находится на небольшом участке, но производит впечатление грандиозного монументального сооружения. Изогнутый волнообразный фасад с раскрепованным антаблементом, богатое пластическое решение фасада с приставными колоннами и скульптурой делают это здание непревзойдённым образцом раннего барокко.
Ещё одна иезуитская церковь ротондного типа Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме, созданная по проекту Джованни Лоренцо Бернини в 1658–1678 годах, знаменита своим позолоченным сводом, притягивающим взгляд. Внутри и снаружи архитектура церкви демонстрирует поистине барочное напряжение форм.
Вне Италии барокко распространилось, восприняв некоторые национальные культурные черты. Например, базилика Святого Павла в Лондоне, спроектированная Кристофером Рена и построенная в 1675–1708 годах, считается более сдержанной версией барокко, соответствующей английской ментальности. Поразительное эмоциональное воздействие оказывает резкий контраст белокаменных фасадов и обилие золота в интерьере.
В качестве образца ранней светской барочной архитектуры можно привести Версальский дворец во Франции. Авторы проета Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и Робер де Котта в течение 1668 по 1687 год создали дворец, который в каждой детали проставляет «короля-солнце» Людовика XIV. Руст, огромные «французские» окна, обилие пилястр, сдвоенные колонны, ризалиты, привносят в композицию барочную динамику. Балюстрада карниза пластически обыграна чередующимися арматурами военных трофеев и вазонами.
Главными стилистическими признаками барокко, которые присутствуют во всех памятниках этого стиля, являются следующие элементы:
- сводчатые потолки;
- выполняющие декоративную роль колонны и пилястры;
- раскреповка антаблемента;
- богато оформленные живописью trompe l'oeil интерьеры;
- обилие позолоты внутри и снаружи.
Как отмечал в 1980-х годах архитектор-модернист Гарри Зайделеркак, стиль барокко был одним из последних великих примеров всеобъемлющей новой эстетики.
Нет комментариев
Войдите в свою учётную запись, чтобы оставить комментарий