PlanDi
31 марта, 2023
Опубликован

Архитектурные стили. Метаболизм.

Периодически на страницах нашего блога будут появляться статьи об истории архитектуры XX века. 

Начнём с идеологической «утопии» середины XX века. Стиль метаболизм (metabolism, анг. – превращение, изменение). Его родина – Япония. Появившись в конце 50-х годов, стиль противопоставил себя господству функционализма. У истоков стоят японские архитекторы Кэндзо Тангэ, Киенори Кикутакэ, Арата Исодзаки и другие.
 

Идеология метаболизма в том, что архитектура воспринимается как живой организм и его онтогенез. Городской «организм» может переживать процессы аналогичные тем, что происходят в живой природе – рождение, созревание, старение, смерть. 
 

Особенности метаболизма в обнажении конструкций зданий, динамической изменчивости, пустоте вокруг. Кионори Кикутаке, один из главных идеологов метаболизма, так определил стиль: «Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир… Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма».
 

Впервые идеи метаболизма были озвучены в 1960 году на Всемирной конференции по дизайну в Токио, где был представлен манифест «Метаболизм: предложения о новом урбанизме».
 

Метаболисты верили в преобразование существующей действительности в «города будущего». Задача архитектора-метаболиста – обеспечить условия для постоянного изменения архитектурной композиции. Структурный скелет здания, жилые и рабочие помещения легко могут быть доработаны или заменены новыми. Новые градостроительные структуры легко поддаются трансформации.

 

Кисё Курокава даже как-то в одном из проектов предлагал концепцию здания, в стены которого закладывается динамит, чтобы его можно было легко снести, когда оно отслужит своё.
 

Основные принципы метаболизма:
- модульность – жилая единица, как заменяемая индивидуальная капсула;

- пространство – вокруг + идея колонизации водных просторов и неба.

 

В середине 70-х разразился экономический кризис, и большая часть проектов не была реализована.

Метаболистические концепции города не оказали сильного влияния на архитектурную практику. 

Идеи получили частичное отражение в отдельных зданиях, построенных по проектам Арата Исодзаки, Кисё Курокава, Кпёнори Кикутакэ и Кэндзо Тангё. Рассмотрим некоторые из них. 
 

Капсульная башня Nakagin Capsule Tower (1972).
Автор проекта Кисё Курокава.

Строение состоит из 140 капсул-модулей, рандомно сгруппированных вокруг 14-этажного ядра. По технологии, разработанной Курокавой, каждый модуль крепится с помощью четырёх штырей. Это делает каждый модуль заменяемым. В реальности никто и никогда не менял структуру здания, все ячейки остались на своих местах с момента постройки. В 2022 году было принято решение о сносе башни. 
 

Центр прессы и вещания Сидзуока в Токио (1967).
Автор проекта Кэндзо Тангэ.

Инфраструктурным ядром строения является цилиндр диаметром 7,7 м и высотой 57 м. Внутри него – лестница, два лифта, кухня и санузлы на каждом этаже. К ядру ассиметрично прикреплены стеклянные и стальные модули.
 

Центр коммуникаций в городе Кофу (1967).
Автор проекта Кэндзо Тангэ.

В постройке нужно было предусмотреть торговое помещение, типографию, редакцию газеты и студию радиовещания. Архитектор спроектировал в здании 16 опорных шахт — полых железобетонных колонн диаметром 6 м, в которых находятся все вертикальные коммуникации: лифты, лестницы, каналы инженерного оборудования.
 

Среди «утопических» проектов метаболистов, которые не были осуществлены – «Морская цивилизация» Киёнори Кикутакэ, «Токио – 1960» Кэндзо Тангё, «Города – башни» Арата Исодзаки. 
 

Например, «Морская цивилизация» (Marine city/ Ocean city) Киёнори Кикутакэ. Архитектор предложил построить промышленный город, парящий над океаном. 
 

Город посреди океана должен был простираться на 4 км и был рассчитан примерно на 50 тыс. человек. Основу города предполагалось соорудить из бетона, а на него «нанизать» 12 сферических промышленных объектов. Под водой планировали разместить ещё шесть цилиндрических башен в качестве жилых помещений.
 

Амбициозным был и проект «City in the Air» Арата Исодзаки. Архитектор предлагал поселить людей в модули, которые должны были разрастаться, как ветви деревьев по мере появления новых жильцов. 

________________________________________________________

Если вы архитектор, проектировщик и ищите работу/заказы, регистрируйтесь на PLANDI. На сайте более 10 000 подписчиков и их количество растёт. Размещайте вашу анкету и потрфолио на сайте, вас обязательно увидят.
 

Загружайте на PLANDI ваши BIM-модели и готовые проектные решения – зарабатывайте на своих проектах много раз. Подписка позволит выйти напрямую на тех, кто смотрел и скачивал ваши работы, и создать коммерческую коммуникацию.

plus-icon
0
421
comment icon 3

3 комментария

Игорь Денисов

год назад
Либо японцы слишком странно понимают живые организмы, либо у них ничего с метаболизмом не получилось. Потому что японская архитектура - это тихий ужас. Либо я чего-то не понимаю. 

PlanDi Adm

год назад
Павел, мы согласны с вами. Вообще с точки зрения урбанизации стиль интересный очень утилитарный. Странно, что не прижился. 

pavel lern

год назад
Как архитектор, я считаю, что архитектурные стили являются ключевыми элементами в проектировании зданий и сооружений. Они помогают создавать определенную атмосферу и дизайн, который может быть узнаваемым и запоминающимся.

Метаболизм предполагает использование технологий и материалов, которые позволяют создавать здания, которые могут расти и развиваться вместе с обществом. Это может включать использование солнечных панелей, ветряных генераторов и других средств экологической энергии.

Я считаю, что метаболизм – это интересный и уникальный архитектурный стиль, который предлагает новые подходы к проектированию зданий.