Администратор PlanDi
22 марта, 2023
Опубликован

Имена. Арата Исодзаки.

В истории архитектуры XX– XXI вв. много интересных имён. Мы будем периодически знакомить с ними. Первая статья об Арата Исодзаки.
 

Японский архитектор Арата Исодзаки, лауреат 41-й Притцкеровской премии 2019 года, родился в префектуре Оита на острове Кюсю в 1931 году. Учился у в Токийском университете у Кэндзо Тангэ, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок. В 1963 году Исодзаки основал собственное архитектурное бюро.
 

В 2005 году в Москве прошла персональная выставка Араты Исодзаки «Разрушенная заново Хиросима», где на экранных инсталляциях поверх руин проецировались проекты новых зданий, как бы возникающих на месте разрушенных. Атомная бомбардировка Хиросимы – впечатление, которое стало для Исодзаки стимулом для нового слова в архитектуре: «Моим первым впечатлением от архитектуры было отсутствие архитектуры».
 

Исодзаки начинал с метаболизма — архитектурного течения, в основе которого лежит принцип динамической изменчивости, акцент на «пустоте» и деструкция форм. Позже он перешёл к синтезу японских и западных традиций, стал вписывать свои проекты в ландшафт, атмосферу и ритм города. Исодзаки стал первым восточным архитектором, чьи проекты стали реализовываться за пределами страны. 
 

                                                                      10 главных проектов Араты Исодзаки.
 

Библиотека префектуры Оита, Япония (1966).
 

В проекте прослеживается аналогия с человеческой анатомией. Здесь совмещены метаболизм и постмодернизм. Образ здания напоминает что -то из научной фантастики. Спроектировано как скелет «растущей архитектуры». Конструкция представляет собой каркас из бетонных трубчатых балок, оставленных открытыми, чтобы любую из них можно было продолжить и проложить внутри коммуникации.
 

Художественный комплекс Art Tower в Мито, Япония (1990).
 

При создании причудливой башни Исодзаки ориентировался на прототип – Бесконечную колонну Константина Бранкузи. Здание состоит из 56 треугольных панелей серебристого цвета, ориентированных в разные стороны, которые отражают солнечные лучи. В комплексе расположен театр, концертный зал и галерея современного искусства. 
 

Дворец спорта Палау Сант Жорди в Барселоне, Испания (1992).

Дворец на 17 тыс. чел. был построен к Олимпийским играм. Строительство велось сверху вниз и началось с возведения куполообразной крыши из кирпича. Проектировочные решения направлены на создание отличного обзора для зрителей из любой точки зала. Здание частично углублено в землю. Множество поддерживающих колонн по периметру здания делают постройку воздушной. Здание используется как стадион, концертная и выставочная площадка. 
 

Kyoto Concert Hall, Япония (1999).

Архитектор собрал конструкцию из комбинации различных геометрических форм. Цилиндрическая башня, в которой располагается круговая рампа, ведет в концертный зал. Ее держит прямоугольная призма, а фасад выходит на улицу и украшен волнообразным узором, обтянутым прозрачным стеклом. Опаленный цвет цилиндрической башни напоминает японскую технологию обработки дерева, которая использовалась в старых деревянных постройках в Киото.
 

Гималаи-центр в Шанхае, Китай (2010).

Организация пространства многофункционального центра создана по феншую – здесь много свободного пространства. Здание называют «бетонным лесом» – необычные «заросли» в нижнем уровне создают контраст с офисными стеклянными кубами башен разной высоты и формы выше. Внутри находятся отели, торговый центр, музей современного искусства, художественный театр, офисы и концертный зал. 
 

Библиотека MABIC в Маранелло, Италия (2010).

Совместный проект Исодзаки и архитектора Андреа Маффеи. Это современное культурное пространство, интегрированное в историческую среду. Фасад состоит из прозрачной мембраны и открывает вид на окрестности. Напольные покрытия, потолки, мебель — все белого цвета. У его основания искусственные водоемы, отражающие солнечный свет и окружение.В подвальном этаже находятся читальные залы и кафе, а на первом этаже — фонотека, видеотека, архив, учебная аудитория и читальные залы.
 

Офисное здание D38 в Барселоне, Испания (2011).

Проект входит в комплексную застройку офисного района. D38 — это большое офисное пространство площадью около 70 тыс. кв. м. с большой зелёной террасой. Здание собрано из «парящих» стеклянных блоков. Исодзаки делает акцент на естественном освещении и создает много свободного места. Стёкла фасадов имеют разные оттенки – синий, серебристый, цвет морской волны. 
 

Национальный конференц-центр в Дохе, Катар (2013).

Один из крупнейших многофункциональных конференц-центров на Ближнем Востоке, вместительностью 10 тыс. чел. Основным пластическим мотивом архитектуры здания является священное исламское дерево Сидрат аль-Мунтаха. Древовидные колонны из бетона поддерживают крышу со стороны фасада. Здание имеет сертификацию LEED Gold – здесь используются новейшие энергосберегающие технологии. 
 

Надувной концертный зал Ark Nova Concert Hall в Японии (2013).

Концертный зал спроектирован спустя два года после землетрясения и цунами 2011 года. Исодзаки и художник Капур создали надувной мобильный концертный зал. Проект — яркий представитель «флекси-архитектуры», подразумевающей перемещение объектов, изменение его отдельных частей, трансформацию в зависимости от внешней среды. Павильон создан из ПВХ — это самый крупный надувной зал в мире вместимостью 500 чел., который можно перевозить. Выполнен из материалов, которые быстро можно надуть и спустить.
 

Шанхайский симфонический концертный зал, Китай (2014).

Здание расположено возле Шанхайской музыкальной консерватории, в культурном квартале, подобном Линкольн-центру в Нью-Йорке. В конструкции здания использованы динамические гасители колебаний, которые компенсируют вибрации от расположенной рядом железной дороги. Во внешней и внутренней отделке применены терракотовый кирпич и бамбук, сценический пол изготовлен из кипариса. Снаружи модуль здания окружает китайский классический.

 

По материалам https://losko.ru/

 

Если вы архитектор или проектировщик, ищите работу и заказы на платформе PLANDI. У нас более 9000 подписчиков и их количество растёт. Размещайте вашу анкету и потрфолио на сайте, вас обязательно увидят. Чем лучше вы представите себя, тем больше шансов найти заказчика. Если у вас есть готовое проектное решение, его можно продать с помощью сайта PLANDI.

plus-icon
0
207
comment icon 3

3 комментария

pavel lern

год назад
Его работы восхищают своей нестандартностью и экспериментальностью. Он находит необычные формы и решения, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми с общепринятыми стандартами архитектурного искусства. Тем не менее, Исодзаки умело использует пространство и свет, чтобы создать удивительные здания, наполненные эмоциями и ощущениями.

PlanDi Администратор

год назад
На сайте бюро Исодзаки документации нет. Вряд ли документация есть в открытом доступе - слишком эксклюзивные проекты. Мы попробуем посмотреть еще где-нибудь. Если что-то интересное найдем, обязательно расскажем об этом. 

Ирина Винеева

год назад
Мне больше всего понравился Шанхайский симфонический концертный зал в Китае. Архитектор конечно мирового уровня. Интересно, а можно где-то посмотреть проектную документацию?